Колесо года: Бельтан

Пора Бельтана 30 апреля – 1 мая уникальна. Этот отрезок времени включает в себя: языческий праздник  Огня Бельтан, который начинают праздновать с вечера 30 мая, Вальпургиеву ночь с ведьмовскими празднествами, Валлийский праздник Nos Galon Mai, который начинается на заходе Солнца. Это дата начала лета, как Nos Galon Gaeof (Хеллоуин) отмечает начало зимы. Это два величайших фестиваля. Самайн (Хеллоуин) древний Кельтский Новый год.

Бельтан (Beltainne, (pronounced Bel-tinna) это праздник отмечающий плодородие, начало сева и союз младых Бога и Богини. Это чудесный праздник любви между Богом и Богиней. Это их священный брак, Иерогамос, когда богиня беременеет  новым годом, который будет рожден в Имболк. Цвета для праздника в современном ведьмовстве Красный и Белый (лоно Богини и семя Бога), зеленый как фон. В этот период жизнь обновляется, пробуждается и устремляется к активному росту. В полях, лесах пробивается молодая зелень. Великие костры разжигаются во славу Беленоса, бога огня, солнца и плодородия. Воздвигаются майские шесты разукрашенные лентами ярких цветов, что вьются во круг шеста. Это фаллический символ, представляющий мужское начало. Ленты же – женское. Все вместе и символизирует Иерогамос. Легенды гласят, что дети зачатые в Бельтан получают дары Богов. Nos Galon Mai возвещается в пятом месяце современного годового календаря, месяце Мае. Сей месяц назван во славу богини Майи, изначлаьно Греческой горной нимфы, позднее идентифицированной как самая прекрасная из Семи сестер, Плеяд. Благодаря Зевсу она также мать Гермеса, бога магии и тайного знания. Родители Майи Атлас и Плейона, морская нимфа.

Старое кельтское имя для Майского Дня это Бельтан (в распространенной англизированной форме Beltane), название которого происходит от Ирландского гэльского ‘Bealtaine’ или Шотландского Гэльского ‘Bealtuinn’, что означает Огонь Бела (Бел, Бели, Белинус, Беленус). Может быть соотнесен с Балом, почитаемом на Востоке, куда культ его попал из древних ирминических учений. Позднее был демонизирован Церковью. Вот другие именя для этого славного фестиваля: Cetsamhain (противо-Самайн), Walpurgisnacht и Рудмас (средневековое Церковное название). Сие последнее пришло от Отцов Церкви, которые мечтали подменить в сознании простого люда Майский шест (символ жизни) Святым Распятием (Holy Rood) (инструментом смерти и казни). Не существует исторических подтверждений того, что Майский День считался Днем Госпожи. Сотни лет Великая Богиня почиталась на Весеннее Равноденствие. Нетрадиционное использование Первого Мая как Дня Госпожи появилось окол 15 лет назад и его распространение, похоже ограничивается только некоторыми кругами практикующих Ремесло в Америке. Простой взгляд в словарь (‘Webster’s 3rd’ or

O.E.D.) или энциклопедию (‘Benet’s’), или мифологический справочник (Jobe’s ‘Dictionary of Mythology, Folklore & Symbols’) показывают нам, что правильный день почитания Богини это Весеннее Равноденствие.

В Кельтском счете празднование начиналось с захода солнца в предыдущий день, потому что Кельты всегда отмеряли дни от заката до заката. И закат был подходящим временем для Друидов разжигать великие костры на ближних холмах (например Холм тары в Ирландии). Эти Огни Нужды имели целительные свойства и нагие девы прыгали через огни, чтобы обрести защиту. Частенько скот проводили между двух таких костров (дубовые дрова особо ценились) и на другой день отправляли на летние пастбища. Другие обычаи Майского дня включали в себя: обход владений («избиение границ»), ремонт заборов и пограничных знаков, шествия трубочистов и молочниц, турниры лучников,
пляски, танцы с мечами, пиршества, музыка, пьянство и девы утром умывали лица майской росой для красоты и свежести. По словам Ведьмовских писателей Жанет и Стьюарта Фаррар празднования Бельтана были принципиальным временем «… бесстыдной человеческой сексуальности и плодовитости». Такие ассоциации включают очевидный фаллический символизм Майского дерева и верховая езда на коньке. Даже
детский стишок казалось бы, невинных детей, » Ride a cock horse toBanburry Cross… сохраняет такие воспоминания. И следующая строка «… чтобы увидеть,
прекрасную  леди на белом коне «является отсылкой к ежегодной поездке
«Леди Годивыа», через Ковентри. Каждый год на протяжении почти трех веков,
нагая деревенская девушка (избранная королевой мая) совершала это языческий
обряд, пока пуритане не положили конец обычаю.

Пуритане обрушили свой кипящий праведный гнев на большинство Майских обрядов, даже объявив вне закона Майское Дерево в 1644 году. Особенно они старались пресечь «лесные свадьбы» юношей и девушек, которые проводили целую ночь в лесочке, дожидаясь рассвета, чтобы вернуться в деревню с цветками и венками.

Один Пуританин написал в злобе, что мужчины  «..взяли обычным делом устремляться в ночные леса с девами, и как слышал я из десяти дев, девять точно приносили домой детей». А другой уточняет, что девы идущие в лес обратно являются отнюдь не девами.  Долго после христианской формы брака  (с его настойчивой моногамией) заменившей старейшее  Языческое обручение, правила строгой верности смягчались для ритуалов Майского Дня. Такие Имена как Робин Худ, Мэйд Мэриан и Маленький Джон (Robin Hood, Maid Marian, Little John) играли важную роль в фольклоре Майского Дня, часто используемые как титулы драматических персон на праздновании. Современные фамилии аткие как Робинсон, Ходсон, Джонсон и Годкин (Robinson, Hodson, Johnson, и Godkin) могут восходить к далекому Майскому кануну, проведенному в лесу.

Не случайно, конечно, что королева Гвенуйфар была похищена Мелиагрансом Первого мая, когда двор отмечал празднование, или что обычно эффективная Охрана Королевы оказалась безоружной. Далее упомянуть надо про лютейшего Гвинна ап Нуда. Не всегда  Гвин ап Нудд мрачен, он называет себя возлюбленным Крейддилад:

Зовусь я чародеем, сыном — Нудда;
Возлюбленный Крейддилад, дщери Ллуда.

Гвин каждые календы января бился с Гуитиром, сыном Грейдаула из-за «самой прекрасной девой трех Островов Могущества и трех прилегающих островов «. Изначально Гвин и Гуитир похищали Крейддилад друг у друга, до тех пор пока их спор не был представлен Артуру, и тот решил, что Крейддилад следует отослать обратно к её отцу, а Гвин и Гуитир «должны отныне и вплоть до Судного дня сражаться за неё каждый год, первого мая, и тот из них, кто окажется победителем, получит деву в жёны».

Некоторые из Майских обычаев могут быть идентифицированы со старым Римским праздником цветов, Флоралией, три дня безграничной сексуальности которые начинались 28 августа и достигали крещендо 1 Мая.

Есть и другие более древние и глубокие ассоциации в мифологии. Согласно ирландской «Книге Захватов» первый поселенец в Ирландии, Партолан, прибыл Первого Маяи было 1 Мая когда пришла чума и выкосила его народ. Годами позднее Туата да Данаан были завоеваны Милезцами на Майский День. И был Майский канун когда Тейрнион потерял своих жеребят и нашел Придери, в Валлийском мифе. В мифе «Ллудд и Ллевелис» читаем: «Второй напастью был крик, который каждый год раздавался над Островом Британии в ночь перед Майским днем. И он проникал в души всех людей и вселял в них такой страх, что мужчины лишались сил, а женщины выкидывали плод. Юноши и девы теряли рассудок, а деревья, и земля, и воды становились бесплодны.   И третьей напастью было то, что в ту же ночь исчезали неведомо куда все запасы, хранящиеся в королевском дворце, пусть даже они были запасены на год».

Кстати, в связи с различными календарными изменениями в веках, традиционная дата Бельтана не совпадает с его астрологической датой.  Сия дата, подобно всем астрономически определенным датам, может варьироваться на день или два от года к году. Так что достаточно рассчитать когда Солнце достигает 15 градуса Тельца, обычно это около 5 мая. Британские Ведьмы часто называют эту дату Старым Бельтаном и фольклористы зовут ее Бельтан Старого Стиля.

Некоторые Ковены предпочитают праздновать старую дату
и, по крайней мере, это дает варианты. Если Ковен действует
по «Языческому поясному времени» и пропускает 1 мая, то все еще может
осущемствить праздник Костров до 5 мая. Это подходящий вариант для групп которые могут собираться только по выходным дням. Эта дата долгое время считалась силовой точкой Зодиака и символизировалась Быком, одной из тетраморфных фигур отображаенны в Таро, Мир и Колесо Фортуны.  Другие три символа Лев, Орел и Дух. Астрологи ведают, что эти четыре фигуры символы четырех фиксированных знаков Зодиака (Телец, Лев, Скорпион и Водолей), которые естественным образом уравнены с четырьмя Великми Празднествами. Христиане адоптировали некоррые из них в иконописи.

Для большинства Майский день остается праздником весны, цветов, Майского Древа и лесной фривольности. Не удивительно,  что вот такой текст написал Ян Андерсон для «Джетро Талл» в 1977 году.

ЧАША ЧУДЕС
(Перевод: Сергей Баранцов, Днепропетровск)

Могу я принести свои любезные извинения
за опоздание на целый час?
Однако, мы принимаем твое приглашение,
ведь обычно приносим тебе цветок с праздника костров

Ведь праздник Первого мая — великий день,
воспеваемый на протяжении всей прежней жизни.
И даже те, кто обвинял древних за их поступки,
обратят внимание на эту песню, что зовет их в глубь веков.

Отдай приказание и иди, не замечая леди.
Протяни тарелку всем, кто голоден.
Прими разум древней мудрости,
прими Чашу Малинового Чуда.

Спроси зеленого человечка откуда он появляется
и попроси чашу, наполненную золотом.
Спроси у старых, серых, прочно лежащих камней:
кто указывает солнцу путь в его ложе?
Спрашивай всех об их привычках
и узнай секреты, которые скрывают.
Пройдись по линиям ладони Природы,
испещренной цветами золота и серебра.

Слейся с мрачным сентябрьским унынием,
полежи в желанных августовских хлебах
и взболтни эту чашу, вечно наполненную
соком всего, что нарождается.
Но праздник Первого мая — великий день,
воспеваемый на протяжении всей прежней жизни.
И даже те, кто обвинял древних за их поступки,
обратят внимание на эту песню, что зовет их в глубь веков.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s